Постановка недвижимости на кадастровый учет

По законодательству Российской Федерации, недвижимость любого вида должна быть поставлена ее владельцем на кадастровый учет. Такая общепринятая формулировка обозначает регламентированные правилами и законами РФ действия уполномоченной организации по занесению участка или дома в Государственный кадастр недвижимости. В качестве недвижимого имущества, кроме упомянутых видов, могут выступать прочие объекты, тесно и неразрывно связанные с землей.

Зачем нужен такой вид учета?

Занесение имущества в реестр кадастра необходимо для подтверждения существования и точного официального определения имущественного статуса. Без подтвержденного статуса жилья, нежилого помещения или земельного надела хозяин не сможет производить с ними сделки. При этом форма принадлежности и целевое назначение не имеют значения, любое недвижимое имущество должно вноситься в ГК.


Четко сформулированные причины для внесения участка или строения в госкадастр выглядят следующим образом:

  • подтверждение государственными органами права владельца;
  • фиксирование существования недвижимости для ее налогообложения;
  • официальное оформление и фиксирование границ участков.

Внесение в реестр предотвращает споры о принадлежности владения, которые могут возникать между претендентами при наследовании или дарении дома, квартиры или земли.

Что нужно делать, чтобы внести собственность в ГКН?

Вносить данные в ГКН имеют право только уполномоченные на проведение подобных действий органы. В РФ полномочиями проводить манипуляции с госреестром обладает Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, в сокращении официально называемая Росреестр.


Правом подать заявку для занесения в официальные списки квартиры, земли, дома или их части обладают следующие категории лиц:

  • владелец;
  • арендатор, если договор аренды был подписан на срок более 5 лет;
  • бессрочный землепользователь;
  • физлица или представители юрлиц, заинтересованные во внесении своей собственности в реестр и не относящиеся к вышеперечисленным пунктам.


Пакет документов может быть предоставлен самим хозяином, его представителем или отправлен посредством почтовой службы. Обычно для этой цели нужно обращаться в региональные отделения кадастровой палаты Росреестра. Процедура подачи заявления состоит в передаче заявителем заполненного бланка и сопутствующих бумаг сотруднику палаты, который после этого должен выписать расписку о том, что бумаги приняты, и определить сроки исполнения работ. Как правило, процесс добавления в госкадастр длится не более 30 календарных дней.

Список документов, которые понадобятся при подаче заявления

Кроме непосредственно заполненного бланка, лицу, подающему заявку в Росреестр, нужно собрать и предоставить следующие справки:

  • удостоверение личности подателя заявления;
  • документ, наделяющий подателя полномочиями на такие действия — при подаче бумаг представителем собственника;
  • документальное подтверждение собственности;
  • технический план, включающий межевую и геодезическую разметку с отмеченными поворотными точками, координатами;
  • заверенные нотариально доверенности от прочих хозяев;
  • если объект принадлежит государству — разрешение органов местной власти;
  • квитанция, подтверждающая оплату пошлины.

Технический план — что это, и зачем он составляется?

Техплан необходим для взятия какого-либо объекта на учет. В нем содержится описание характеристик и состояние строения или участка, а также чертежи, четко определяющие границы надела и контуры здания или сооружения. Также техплан должен содержать поэтажные чертежи при анализировании и проведении замеров здания, квартиры, дома или их части.
Составлением технического плана имеют право заниматься только наделенные такими полномочиями кадастровые инженеры, ставящие на нем печать и подпись и несущие ответственность за указанные сведения и сделанное на их основании квалифицированное заключение специалиста.