Как зарегистрировать недвижимость по генеральной доверенности.

Чаще всего переход права собственности на недвижимость происходит на основании сделок купли-продажи, дарственной, либо путем наследования. Во всех этих случаях при регистрации объекта требуется присутствие всех владельцев, претендующих на право собственности, а иногда и обязательное участие передающей стороны. Когда собрать всех заинтересованных лиц проблематично, единственным выходом из ситуации становится оформление генеральной доверенности на совершение действий по регистрации объекта недвижимости. Рассмотрим, что это за документ и как с его помощью оформить переход права.

Что такое генеральная доверенность?

Законом предусмотрено несколько видов доверенностей, отличающихся не только по сроку действия, но и объему полномочий, разрешенных доверенному лицу. Среди них генеральная доверенность выделяется тем, что предусматривает максимально возможный набор действий, которые ее держатель вправе совершить, не нарушая требований закона. В число полномочий, определенных генеральной доверенностью, входит право распоряжаться имуществом доверителя, включая возможность его реализации, в том числе и передачи в залог.

Обычно период действия такого документа длительный, что связано с полным отсутствием возможности доверителя присутствовать при совершении тех или иных действий лично. К примеру, если законный собственник имущества проживает в другом городе или даже стране, либо ввиду серьезных проблем со здоровьем не может покинуть стены своего жилища.

Важно! Такой документ как генеральная доверенность может иметь только письменную нотариально заверенную форму. В рассматриваемом здесь случае генеральная доверенность наделяет доверенное лицо правом совершения процедуры госрегистрации перехода права на объект недвижимого имущества.

Оформление недвижимости по доверенности

Следующие варианты предусматривают возможность регистрации прав на недвижимость в зависимости от основания перехода права собственности.

Регистрация договора купли-продажи

Порядок действий, осуществляемый при участии доверенного лица, полностью повторяет процедуру при непосредственном участии законного владельца недвижимости. Стандартный перечень предоставляемых на регистрацию документов дополняется оригиналом генеральной доверенности. 

Для проведения регистрационных действий необходимо обратиться с письменным заявлением в регистрационную палату или отделение МФЦ, предоставив следующий пакет документации:
Нотариально удостоверенный бланк генеральной доверенности с обязательным указанием конкретных полномочий доверенного лица. В данном случае это действия, сопряженные с заключением сделки по отчуждению имущества с последующей регистрацией ее в органах Росреестра.

Правоустанавливающие документы на квартиру.

Справка о составе семьи (заказывается в управляющей компании), содержащая сведения о всех прописанных в помещении гражданах (если регистрируемый объект жилой).
Оригиналы и копии паспортов участников сделки.
Копия лицевого счета.

Правоустанавливающий документ – основание перехода прав на объект недвижимости от продавца к покупателю (договор купли-продажи) с приложением приемопередаточного акта.
Платежный документ об уплате госпошлины за совершение регистрационных действий.

Примерный срок перерегистрации составляет десять дней.

Регистрация дарения 

Достаточно простой вариант перехода прав на недвижимость от одного гражданина к другому, полностью исключающий передачу дарителю любых видов вознаграждения за передаваемый объект. Причем в отличие от наследования сделка дарения регистрируется при жизни прежнего собственника объекта. В свою очередь одаряемый вправе до регистрации сделки отказаться от принятия дара, а в случае согласия – оформить объект на себя без присутствия бывшего владельца.

Порядок действий в данном случае будет включать следующие этапы:

  1. Составление дарственной. Сделать это можно самостоятельно, либо в нотариальной конторе. При этом нотариальное удостоверение документа наделяет одаряемого правом регистрации сделки в отсутствие дарителя.
  2. Оформление генеральной доверенности на имя одаряемого лица. Это обязательный этап, если документ-основание перехода права составляется дарителем собственноручно.
  3. Подача заявления в регпалату с приложением стандартного пакета документов, в том числе доверенности и непосредственно дарственной.
  4. Получение на руки готового свидетельства о праве.

В данном случае нотариус выступает лицом, уполномоченным зафиксировать дееспособность и добрую волю дарителя, поэтому для дальнейшей регистрации сделки важно заверить договор у нотариуса, либо оформить генеральную доверенность. Ни первый, ни второй вариант не исключает вероятности возникновения сомнений по поводу дееспособности собственника, передающего в дар имущество, вследствие чего дарственную лучше оформлять у нотариуса. Это будет дороже, но надежнее. 

Регистрация наследственного имущества

Необходимость оформления генеральной доверенности после вступления преемника в наследственные права возникает, как правило, в связи с отсутствием возможности личного присутствия и участия в процедуре. Допустим, в права наследства вступают два родственника, один из которых проживает за несколько сот километров от места нахождения имущества, а другой живет в непосредственной близости от него. Тогда первый убывает по месту жительства, предварительно оформив на второго генеральную доверенность, в которой поручает ему: подать заявление для вступления в наследство, получить на руки свидетельство, подготовить все бумаги и справки, и осуществить непосредственную процедуру перерегистрации имущественных прав. После получения свидетельства доверенное лицо действует в соответствии с общепринятыми правилами, то есть обращается в Росреестр и по завершению регистрационных действий получает свидетельство о праве. 

Процесс перехода права в этом случае производится на основании свидетельства о праве на наследство и предполагает оформление недвижимости в единоличную (если наследник один), либо общую собственность преемников (если наследников несколько).

Важно! Законом допускается передача вверенных доверителем полномочий иному лицу, если по объективным причинам доверенное лицо не может самостоятельно совершить предусмотренные генеральной доверенностью действия.

Передоверие в таких случаях оформляется у нотариуса с параллельным извещением первоначального доверителя. При этом ответственность за надлежащее исполнение указанных в документе действий будет нести лицо, назначенное первой доверенностью.

Правильно составленная генеральная доверенность – залог быстрого оформления права собственности на объект недвижимости. При наличии такого документа процедура регистрации права не требует присутствия бывшего владельца, что значительно упрощает и ускоряет всю процедуру.