Как оформить расписку при покупке квартиры

Процедура оформления права собственности — это завершающий этап перехода объекта недвижимости в полноправное владение гражданина. В результате новый собственник приобретает возможность не только владеть и пользоваться имуществом, но распоряжаться им по своему желанию.

Несмотря на большое количество вариантов проведения взаиморасчетов, один из наиболее популярных и востребованных способов обеспечения договоренностей по договору – использование наличных денежных средств. Фиксировать факт передачи наличностью максимально удобно благодаря такому документу, как расписка.

Что представляет собой расписка?

Расписка при продаже объекта недвижимости (квартиры) – это специальный письменный документ, оформленный для регистрации соответствующего факта передачи денежных средств от покупателя к продавцу, составленный собственноручно продавцом, в соответствии с которым он подтверждает получение денег. Данный вид документа обязателен при наличной форме взаиморасчетов, предусмотренной договором купли-продажи, и выступает обеспечительной мерой.

Важно! Расписка не выступает в качестве отдельного документа, а является составной частью договора.

Оригинал документа находится у покупателя, так как защищает его права и добросовестность при оформлении сделки. Расписка может быть заверена нотариально, но предусмотрена и простая письменная форма. Несмотря на необязательность нотариальной регистрации, юристы все же советуют проводить данную процедуру. 

Как правильно составить расписку в рамках продажи недвижимости?

Законодательство не содержит строгих норм по составлению такого документа, как расписка. Правила ее заполнения относятся к обычаям делового оборота и продиктованы необходимостью учитывать все нюансы для возможного разрешения вероятных конфликтных ситуаций между сторонами сделки. 

Так, например, для полноценного оформления расписки рекомендовано включать в документ исчерпывающие сведения о продаваемом объекте недвижимости (адрес, площадь, количество комнат), паспортные и регистрационные данные участников сделки. 

Ключевая информация, вносимая в документ – переданные одним участником другому денежные средства. В тексте документа нужно включить цифровое и буквенное значение передаваемой суммы. Это делается для избегания не точной трактовки вопроса о переданной сумме.

Благодаря тому, что расписка не имеет срока давности, факт передачи денег будет четко зафиксирован. Следует помнить, что судебная практика запрещает использовать свидетельские показания, как доказательство передачи материальных благ. Только документарные свидетельства, которые могут быть приобщены к материалам рассматриваемого гражданского дела. Важно не допускать оформление расписки от уже пройденной даты, так как это может в будущем привезти к негативным последствиям для разбирательства спора в рамках состязательного судебного процесса.

При написании расписки могут присутствовать свидетели. Их подпись, как свидетелей закрепляет подлинность внесённых в документ сведений. Для полноты фиксации рекомендовано пригласить в качестве свидетелей трех совершеннолетних дееспособных граждан. Их паспортные данные и контактная информация вносится в текст расписки.

При нотариальном оформлении свидетели не нужны. Расписка оформляется сотрудниками нотариальной конторы, а подлинность фиксируется собственноручной подписью нотариуса и лица, которое ее оформляет. 

Так как расписка является частью заключаемого договора купли-продажи, она должна содержать обязательную отсылку к его тексту и заключаться в соответствии с требованиями норм соглашения о взаиморасчетах. 

Договор вступает в законную силу с момента регистрации права собственности на квартиру в регистрирующем органе. Расписка же становится действующим правовым документом с момента подписания ее лицом, которым она выдана.

Обязательные элементы расписки

Таковыми являются дата составления документа и собственноручная подпись лица, которое эту расписку пишет. В случае, когда автором является несовершеннолетнее лицо, дополнительно ставит подпись его законный представитель (родитель или опекун). 

Если составлением занимается лицо на основании нотариальной доверенности, копия такой доверенности должна быть приложена к расписке. В доверенности должна быть ссылка на правомочие получать материальные блага за представляемое лицо. Не допустимо, чтобы представитель указывал в расписке только представляемое лицо. Данные представителя и его доверенности должны быть внесены в текст документа. 

Обязательно требуется указание на место написания соответствующего документа. Не обязательно расписывать точный адрес, достаточно указать населенный пункт, в котором происходит передача денежных средств. В противном случае, документ не будет нести юридических последствий, так как не будет информации о том, где именно происходила передача денег. 

В расписке необходимо соблюдать грамотность написания, документ не должен содержать помарок и исправлений. Желательно использовать синий цвет чернил, так как при использовании черной гелиевой ручки легко спутать оригинал и ксерокопированную копию, которая не имеет юридической силы и не может нести юридических последствий. 

Если в сделке со стороны продавца выступают несколько лиц (долевая собственность) – каждый продавец выдает стороне покупателя соответствующую расписку от своего имени. Если денежная сумма вносится частями, то должны указываться сведения, что внесен задаток или аванс, но не целиковая сумма.

Кроме того, при составлении расписки человек должен писать ее от руки, так как судебная практика не принимает машинописные варианты таких документов.

При соблюдении всех вышеназванных требований сделка по купле-продаже квартиры будет оформлена без дополнительных затрат как материального так и нервного характера.